Гидродинамические характеристики
Основной характеристикой гидродинамических свойств плавательных приспособлений гидросамолета является график, показывающий изменение сопротивления воды в зависимости от
скорости (рис. 58). Гидродинамическое сопротивление с увеличением скорости возрастает и доходит до своего максимума при скорости, называемой критической,-после чего начинает уменьшаться и при скорости отрыва v0 равно нулю.
При этом и равно от 0,30 до 0,40 скорости отрыва (г^).
Для полной характеристики плавательных приспособлений, кроме этого графика, необходимо иметь: а) график вертикального смещения центра тяжести, б) график углов атаки днища, в) график качества лодки или поплавка и г) график моментов.
на небольших скоростях движения центр тяжести смещен вниз от нормального положения, соответствующего режиму плавания. Это объясняется тем, что при режиме плавания под днищем происходит понижение давления, вследствие увеличения скорости движения воды в наиболее широкой части корпуса. При увеличении скорости движения гидросамолета и происходит так называемое всплыва-
Гидродинамическое сопротивление с увеличен ием угла встречи начинает уменьшаться, имеет минимум при 7—8°, затем увеличивается и при 11—12° снова начинает уменьшаться. Этот график служит для определения наивыгоднейшего угла атаки днища при разбеге гидросамолета.
Ги др одинамиче — g ским качеством Е плавательных пр и — | способлений на — * зывается отноше- | ние веса гидр о — ® самолета на воде | к гидродинамиче — § скому сопротив — .о л е н и ю, т. е: !•
Є
G—
% ~ W *
ГДЄ G ВЄС ГИДрОсамО — pUc. 62, Гидродинамическое качество поплавков лета,
Ву —подъемная сила крыльев,
W —гидродинамическое сопротивление.
Из этого соотношения видим, что качество тем больше, чем меньше гидростатическое сопротивление. Эта величина служит для оценки гидродинамических качеств плавательных приспособлений. Величина х имеет среднее значение для лодок от 4,5 до 5,5 и для поплавков от 3,5 до 4,5.
На рис. 61 и 62 качество показано в зависимости от скорости. На рис. 63 показано изменение моментов гидродинамических сил в зависимости отчуглов атаки или углов диферента плавательных приспособлений при постоянной скорости.
Положительные моменты соответствуют малым углам атаки и вызывают пикирование; на больших углах атаки моменты меняют знак и создают кабрирование. Этот график, сопоставленный с моментами от действия аэродинамических сил, дает возможность проверить размерность органов горизонтального оперения для обеспечения необходимой продольной управляемости и устойчивости при взлете и посадке.